В этом году "Барселона" потратила 4,5 миллиона евро на реконструкцию клубного музея. Однако вложения должны вернуться быстро. Джорди Пенас – директор самого популярного музея Каталонии, в интервью НФПМ.ру рассказал о том, как заработать 15 миллионов евро на туристах, оставаясь оплотом местного патриотизма.
– Когда был открыт музей "Барселоны"?
Фото: elespectador.com |
– Музей был открыт 26 лет назад, и за это время он, конечно, сильно изменился. Во-первых, музей значительно вырос. Во-вторых, изменилось и его содержание. Если вначале экспозиция состояла из различных кубков, бутс и мячей, то теперь его основу составляют мультимедийные экспонаты.
– Вы продолжаете вносить изменения в экспозицию и сейчас?
– В январе и июне 2010 мы реализовали масштабные проекты по реорганизации музейного пространства, фактически полностью изменив его. Вначале мы полностью переделали второй этаж музея – это 1500 м², затем первый этаж – еще 1500 м². Кроме того, мы изменили весь экскурсионный маршрут по стадиону. Клуб очень серьезно вложился в реконструкцию, общая сумма инвестиций составила 4,5 миллиона евро. Но уже сейчас можно сказать, что результаты оказались очень хорошими: с 1 июля, когда начался наш новый сезон, мы заметили серьезный рост числа посетителей. Выросли и наши доходы – мы повысили цену входного билета и снизили процент скидки, которую мы предлагаем туроператорам.
– Вообще клубный музей – это бизнес-проект?
– Конечно! В этом году наш оборот составит 15 миллионов евро – это очень большие деньги. И это несмотря на то, что члены клуба "Барсы" за посещения музея не платят. Они просто получают бесплатные билеты в кассе.
– Ваши посетители в основном туристы?
– Да. Люди, которые приезжают в Каталонию, хотят обязательно увидеть 4-5 вещей. Это Sagrada Familia, музеи Пикассо и Дали, Рамблу и "Барсу". В последние 11-12 лет наш музей является самым популярным из музеев Барселоны и Каталонии в целом.
– Много ли у вас персонала?
– У нас работает всего двенадцать человек. Но нам помогает клуб. Например, у нас нет собственных касс – билеты в музей продаются там же, где и билеты на матчи. Мы отдельно не нанимаем охранников или уборщиц, эти функции также выполняет персонал ФК "Барселона". Так что непосредственно в музее работает шесть гидов, два сотрудника отдела бронирования, два сотрудника хранилища, отвечающие за сохранность экспонатов. Остальные занимаются коммерческой деятельностью и продажами.
– То есть расходы на повседневную деятельность музея невелики?
– Они очень незначительны. Музей – бизнес с очень высоким уровнем прибыли.
– Сколько посетителей музей "Барселоны" принимает ежегодно?
– Один миллион двести тысяч человек. Как я уже говорил, это в основном туристы. Среди них особенно много англичан. На втором месте – французы, поскольку Франция совсем близко. Ну и, конечно, наш музей посещают люди со всего мира.
– Это любители футбола?
– 1 200 000 человек – это очень много. Конечно, среди них есть те, кто любит футбол и интересуется этим видом спорта. Но в основном, это просто люди, которые приехали в отпуск со своими семьями и когда-то слышали о том, что в нашем городе есть футбольный клуб «Барселона». Все ведь о нем слышали и знают, что это очень сильная команда. Но "Барселона»" для Каталонии это больше, чем просто клуб, это не только Месси и другие футболисты. Люди приходят в наш музей потому, что мы позволяем им понять, насколько важна "Барса" для нашей страны.
– Вероятно, ваш музей привлекает семьи туристов и благодаря тому, что мультимедийные экспонаты интересны детям и подросткам?
– Конечно! И визит в наш музей можно спланировать так, как хочется вам. У нас есть гиды, но вы не обязаны заказывать тур. Вы можете просто погулять по музею, можете воспользоваться аудио-гидом, которые мы выдаем бесплатно. Вся информация в музее представлена на трех языках: каталонском, испанском и английском. В принципе понять, как устроен музей, совсем несложно. И те мультимедийные технологии, которые мы используем, позволяют любому человеку погрузиться в историю нашего клуба. В наших выставочных залах работает более сотни компьютеров, так что технологии мы уделяем очень большое внимание. И, конечно, мы постоянно поддерживаем тесную связь с компанией, которая занимается организацией различных выставок, с тем, чтобы всегда иметь возможность предложить нашим посетителям самый высокий уровень сервиса.
– Какие экспонаты в основном представлены в музее?
– Сейчас наш музей никак нельзя назвать местом, где просто выставлены мячи или кубки, которые "Барса" завоевала на протяжении своей истории. То есть кубки у нас, конечно, есть. Но это не главное. Мы стараемся объяснить нашим посетителям, что они приехали в совершенно особенный футбольный клуб. Клуб с 110-летней историей и очень тесными взаимными связями с нашей страной – Каталонией, нашим каталонским языком. На многочисленных экранах и интерактивных таблицах представлена информация о клубе, начиная с 1899 года – момента основания клуба. Мы рассказываем о его основателе – Жоане Гампере, швейцарце, приехавшем в Барселону и выучившем каталонский язык. Мы объясняем, как и почему он решил организовать наш клуб. Рассказываем, что произошло с разными президентами и тренерами. Мы уделяем внимание противостоянию "Барселоны" и мадридского "Реала", причем не только с футбольной точки зрения, но и с политической. Например, часть материалов посвящена 40 годам диктатуры Франко и тем сложностям, которые пришлось преодолевать нашему клубу. Главное для нас – показать историю Каталонии через историю "Барсы".
Конечно, мы даем возможность насладиться лучшими моментами футбольных матчей, самыми красивыми голами и всякими подобными приятными вещами. Но для музея важно показать не только те картинки, которыми любители футбола могут насладиться, сидя у телевизора вечером в воскресенье. Но и что-то другое. Например, те социальные проекты, которыми занимался и занимается клуб, работу с детьми и многое другое.
– И во многом сам посетитель решает, о чем он хочет узнать?
– Да, многое можно выбрать самому. И я должен сказать, что даже тем людям, которые не интересуются футболом, в нашем музее нравится. А уж если вы любите футбол, особенно "Барселону", вы выходите после экскурсии в абсолютном восторге, вы всей кожей ощущаете что-то особенное.
– Наверное, многие поклонники "Барселоны" первым делом ведут к вам своих детей?
– В июле-августе мы принимаем по 10 000 человек в день. Но сейчас во время низкого сезона, с ноября по январь, музей занимается организацией специальных туров для школ. Сами экскурсии для классов отличаются от тех, которые мы предлагаем туристам. Мы можем позволить себе больше говорить о каких-то других вещах. Кроме того, музей тесно сотрудничает с учителями – они сами разрабатывают различные концепции посещения нашей экспозиции со своими учениками. Для участников таких туров цена билета значительно ниже: если полная стоимость – 19 евро, то для школьника визит обойдется в 6,5 евро.
– В эту стоимость входит посещение стадиона?
– Да, это стоимость тура, в который входит посещение первого этажа нашего музея – это его более классическая, историческая часть, затем экскурсия по "Камп Ноу", после которой участники тура попадают на второй этаж – в мультимедийную часть музея. Фактически это три в одном.
Один из пунктов нашего проекта обновления музея, которым мы занимались в этом году, было размещение большого количество экранов на стенах стадиона и в раздевалках команды. То есть музей не ограничен четырьмя стенами, экспонаты окружают посетителя на протяжении всего визита на "Камп Ноу".
– Можно ли сказать, что сами предметы, выставленные в музее, не так уж важны?
– Конечно, они важны. Например, с прошлого года в нашем музее представлена самая старая футболка "Барселоны" – ей сто лет. У нас есть и другие экспонаты такой же ценности – фактически наши иконы. В то же время информация, которая транслируется через многочисленные экраны, создает атмосферу вокруг этих объектов. Это способствует более глубокому восприятию экспозиции, а футбольный музей должен вызывать эмоции, как и сама игра. Конечно, поход в музей не должен напоминать поход в кинотеатр – посетитель приходит не только для того, чтобы смотреть видео. Поэтому в музее должны быть собраны по-настоящему важные для истории клуба предметы и документы. В этом случае каждый может увидеть, что история клуба – здесь.
– Продолжаете ли вы пополнять свою коллекцию? Каким образом?
– Наша экспозиция постоянно пополняется. И если 26 лет назад, когда музей только открылся, многие люди знали о том, что он существует, но не испытывали по этому поводу каких-то сильных чувств, то теперь болельщики и коллекционеры понимают, что если они передают и продают нам какой-то предмет, его увидят тысячи людей. Это позволяет им легче расставаться с дорогими для них вещами. А мы в свою очередь помещаем рядом с экспонатом табличку с именем дарителя. Иногда мы что-то покупаем – что-то совершенно необычное, но чаще люди сами рады поделиться с нами памятными предметами, и поток желающих все время растет. Если мы что-то принимаем, то стараемся пригласить прежнего владельца на матч в VIP-ложу или предлагаем ему пообщаться с президентом или, например, Месси. Дарим футболки с фамилиями любимых игроков и т.д.
– Наверное, в музее собраны тысячи предметов?
– Конечно, большая часть находится в хранилище. Но мы стараемся проводить ротацию экспонатов. Это хорошо для самих объектов, а, кроме того, позволяет нам говорить нашим гостям, что в следующем месяце мы покажем такую-то футболку, обязательства, подписанные таким-то игроком по прибытии в Барселону, или булавку, которую такой-то футболист надевал на свадьбу. Для многих такое обещание – причина вернуться в наш музей снова.
У нас есть и помещение для временных выставок. И это позволяет нам привлекать наших местных болельщиков каждые три месяца или каждые полгода, по мере обновления экспозиции.
– Как вы следите за составом своей аудитории?
– Мы беседуем с посетителями, проводим интервью на выходе. Стараемся расспросить их о том, что понравилось, что не понравилось, что еще им хотелось бы увидеть в нашем музее.
– Гиды, которые работают в вашем музее, говорят по-каталонски, по-испански и по-английски?
– Не только. Есть люди с итальянским, французским, немецким, был гид с японским.
– Могут ли гиды, не работающие в вашем музее, проводить в нем экскурсии? Нужна ли им для этого специальная лицензия?
– Конечно, могут! Например, группе русских туристов и их русскоговорящему гиду просто нужно купить билеты. Мы гордимся нашим музеем и хотим, чтобы его смогло увидеть как можно больше людей. Конечно, выдавая гидам лицензии, мы смогли бы еще немного заработать, но все-таки извлечение прибыли не единственная наша цель.
– Вообще основная задача клубного музея образовательная или развлекательная?
– Они в равной степени важны. Я уверен, что мы можем образовывать и развлекать одновременно. А в принципе у нас есть три основные задачи. Первая – разыскивать и сохранять то, что связано с наследием футбольного клуба "Барселона»" Вторая – демонстрировать объекты, связанные с этим наследием, посетителям: я не хочу, чтобы что-то хранилось у меня в офисе или в наших запасниках. Я хочу, чтобы весь мир мог увидеть наши экспонаты. И третья задача – бизнес. Мы должны зарабатывать деньги, чтобы помочь клубу платить нашим футболистам.
– Проводятся ли в музее какие-то специальные мероприятия? Является ли это источником дохода?
– В дни, когда музей закрыт, мы проводим различные конференции по музейному делу, культуре, туризму и т.д. Мы стараемся как можно меньше походить на традиционные, консервативные музеи, поэтому хотим устраивать как можно больше различных мероприятий. Мы много работаем с некоммерческими фондами, предоставляя им наши помещения бесплатно. У нас достаточно времени и пространства и для того, чтобы зарабатывать тогда, когда это возможно, и для того, чтобы делать какие-то просто приятные и правильные вещи.
– Занимаетесь ли вы рекламой и продвижением своего музея?
– Конечно, мы уже являемся популярным туристическим объектом. Но мы посещаем туристические ярмарки, продвигаем наш музей через авиакомпании, самолеты которых летают в Барселону, через экскурсионные автобусы. Сейчас мы на самом верху, но чтобы оставаться там, необходим ежедневный тяжелый труд. Мы не можем просто заявить: "Мы лучшие!" Если мы хотим, чтобы к нам приходили, мы должны постоянно об этом напоминать и доказывать это людям, работающим в сфере туризма.
Например, люди приезжают в Барселону и Каталонию на три дня или на неделю. Они вполне могут сходить в какой-то один музей, на пляж, на Рамблу и отправиться за сувенирами. Нужны веские причины, которые заставят их прийти к нам.
– Является ли музей отдельным бизнесом?
– Мы все работаем в клубе и получаем в нем зарплату. У нас также есть фирмы-партнеры, которые работают с нами. Например, фотографы, которые снимают людей с кубками или с кем-то из игроков. Этим клуб не занимается, наши подрядчики просто отчисляют нам определенный процент. Все, что касается непосредственно управления клубным музеем, слишком важно для того, чтобы передать это кому-то еще. Таким чувствительным вопросом должен заниматься только футбольный клуб. В этом я уверен.
– Кто занимался планированием музея? И его реконструкцией в этом году?
– Сначала я и мои сотрудники убедили президента в том, что реконструкция необходима. Доказали, что новый музей даст нам новые бизнес-возможности, а также положительно отразится на имидже клуба. Затем мы обратились к нескольким компаниям, которые занимаются перепланировкой и дизайном музеев, и они представили нам свои проекты. Мы выбрали лучший и совместно с его авторами разработали новую концепцию музея. Это была компания Mediapro – крупная каталонская компания, которая занимается мультимедийными проектами по всей Испании и Франции. Mediapro также принадлежат права на показ матчей всех испанских клубов, что заметно упростило нам работу.
– Есть ли на территории музея магазин и кафе?
– Это совершенно отдельные от нас бизнесы. Например, все наши посетители – напомню, что это 1,2 миллиона человек, выходя из музея, проходят через магазин на стадионе. Магазином управляет Nike, это второй крупнейший магазин этой фирмы в мире, больше только в Нью-Йорке. Его оборот – 30 миллионов евро. Но его прибыль ниже, чем у нашего музея. В магазине работает много людей, кроме того, товар тоже имеет свою стоимость. Мы же продаем исключительно эмоции.
– О чем стоит в первую очередь подумать менеджерам клуба, решившим открыть музей?
– Первым делом им стоит приехать в Барселону, посмотреть наш музей и поговорить со мной. В принципе есть несколько основных моментов: во-первых, музей обязательно должен находиться на стадионе. Из музея должно быть хорошо видно поле, сам футбольный газон. Кроме того, нельзя просто рассказывать людям о титулах и наградах, завоеванных клубом. Нужно заглянуть в историю и не бояться идти дальше. Людям интересно нечто большее, чем имена игроков, выходивших на поле в прошлое воскресенье.
– Общаются ли между собой сотрудники и руководители музеев разных клубов?
– Когда идет игра, я могу желать смерти игрокам "Реала". Когда я общаюсь с директором клубного музея "Реала", которого я очень хорошо знаю, это совсем другое дело. Мы все в одном бизнесе. Я хочу, чтобы люди ходили в футбольные музеи в Мадриде, Ливерпуле или Москве. Пусть у людей будет в голове, что в клубные музеи стоит ходить.
В прошлом году мы провели встречу в Италии, и работаем над созданием европейской федерации музеев футбольных клубов. Мы должны работать вместе, тем более что многие выставки могли бы путешествовать по музеям в самых разных городах Европы.
Автор статьи: Александр Андреев
Источник: НФПМ.ру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий