О спортивном маркетинге

Совсем недолго спорт был просто сферой, где люди выясняли, кто из них «быстрее, выше, сильнее». Постепенно он превратился в инструмент государственной и международной политики, и в связи с этим к нему возрос интерес не только со стороны болельщиков, но и со стороны бизнесменов, государственных деятелей, деятелей культуры и т.д. Но если для достижения политических целей спорт научились использовать еще в начале прошлого века, то вот получать от спорта прибыль даже в XXI веке удается далеко не всем. Именно поэтому все чаще приходится слышать о спортивном маркетинге. Для одних – это соломинка, которая поможет спортивному клубу или мероприятию выжить, для других – формирование абсолютно нового подхода к спорту, его управления, функционирования, восприятия.


Сегодня любой вид спорта окружен множеством заинтересованных лиц. Спортивные клубы хотят играть, побеждать и зарабатывать, зрители – посещать соревнования, производители спортивных товаров – наращивать продажи, спонсоры – продвигать свои бренды, телеканалы – транслировать рейтинговые матчи. Последовательные действия каждого из этих субъектов, направленные на достижение поставленных целей, относятся к категории спортивного маркетинга.
У нас  в Беларуси эта тема пока новая, методической литературы нет, а в большинстве обучающих курсов данный предмет отсутствует словом, рынок пока находится в  зачаточном состоянии. С одной стороны, это хорошо, так как есть куда расти. С другой стороны начинать нужно практически с нуля. Поэтому тем маркетологам, которые хотят освоить эту дисциплину, приходится самостоятельно собирать знания в безграничных просторах интернета, в прессе или зарубежной литературе (которую тоже не так-то и просто найти).


По единодушному мнению экспертов, одной из лучших книг о спортивном маркетинге является книга американского ученого Мэтью Шенка и называется "Sports marketing: a strategic perspective".
И первое, что Мэтью Шенк советует сделать всем, кто хочет использовать спортивный маркетинг, – это осознать ошибочность восприятия спортивного маркетинга исключительно как комплекса продвижения спортсменов и спортивных команд. В действительности это более сложная и динамичная система. 
Спортивный маркетинг – специфическое приложение маркетинговых принципов и процессов к спортивным продуктам, а также продвижение любых других товаров благодаря сотрудничеству со спортом.


Словарь Вебстера определяет спорт как источник развлечения или физическую активность для получения удовольствия. Спорт отвлекает нас от ежедневной рутины и дарит хорошее настроение. Но он все же отличается от других видов развлечений – кинематографа, оперы или концерта. Дело в том, что в спорте существует эффект неожиданности, и он не контролируется участниками события. Когда мы идем на просмотр кинокомедии, мы готовы смеяться, а если собираемся на фильм ужасов, то ожидаем, что нас хорошенько напугают. Но эмоции, которые мы испытываем во время просмотра спортивного события, сложно предугадать. Если команда, за которую мы болеем, выигрывает, мы испытываем удовлетворение и радость, а если проигрывает, наше настроение ухудшается. Из-за неопределенности результата и эмоций зрителей спортивные менеджеры сталкиваются с целым комплексом проблем, о которых ничего не знают менеджеры других видов развлечений. Поэтому, чтобы уменьшить неопределенность эмоций, спортивные соревнования стремятся превратить в развлекательные события.
 

 Гуру спортивного маркетинга

Мэтью Шенк – декан Школы бизнес-администрирования Университета Дэйтона (США). Маркетингом занялся в 1991 году, начав изучать его в Колледже бизнеса при Университете Северного Кентукки, где впоследствии, с 1999 по 2007 год, занимал пост главы департамента менеджмента и маркетинга. В промежутке между учебой и научной карьерой работал менеджером по маркетинговым исследованиям в исследовательской компании Maritz Inc. Кроме того, в разное время был консультантом по маркетингу в более чем 50 компаниях из разных отраслей экономики. В Университете Северного Кентукки Мэтью Шенк разработал и внедрил бакалаврские программы по предпринимательству, бизнес-администрированию, управлению человеческими ресурсами и спортивному бизнесу, а также программу по исполнительному руководству и организационным изменениям. Его научные интересы тесно переплетаются со спортивным маркетингом, изучением поведения потребителей и маркетинговыми исследованиями. Он разработал и преподавал учебные курсы по этим дисциплинам в Ирландии, Австралии и России.
А также каждые три месяца Мэтью Шенк редактирует "Sports Marketing Quarterly" – один из лидирующих академических журналов по спортивному менеджменту.