В последние годы многие футбольные клубы постепенно становятся финансово независимыми коммерческими компаниями и демонстрируют хорошие темпы роста и высокие показатели финансовой стабильности.
Это связано с одной стороны с развитием самих футбольных клубов и реорганизацией системы управления, расширением спектра услуг, установлением долгосрочных партнерских отношений с игроками, тренерами, зарубежными партнерами и спонсорами. С другой стороны укреплению финансового положения клубов во многом способствует формирование сообщества болельщиков, являющихся не только поклонниками спорта, но и потенциальными потребителями клубных товаров и услуг: билеты на игры, клубная атрибутика и сувенирная продукция с символикой клуба, видеоматериалы, телевизионные трансляции, on-line и sms сервисы и т.д.
Фактически основу финансового благополучия профессиональных футбольных клубов закладывают болельщики и спонсоры. Во многом благодаря активности поклонников успешные клубы становятся довольно крупными торгово-промышленными корпорациями.
При этом необходимо помнить, что те тысячи болельщиков, которые приходят на стадионы, составляют лишь малую часть от общего числа поклонников команд. Остальные любители футбола также предъявляют спрос на продукцию клубов и готовы платить за телевизионные трансляции, мобильный контент, новости и другие услуги.
Очевидно, что одной из ключевых задач клуба является организация эффективного взаимодействие с болельщиками и спонсорами, а именно вовлечение их в свою деятельность напрямую или через систему фан-клубов, продвижение среди болельщиков новых продуктов и услуг, развитие различных интерактивных сервисов, предоставление материалов о деятельности клуба, членах команды и прочее.
Для развития взаимоотношений с болельщиками и привлечения новых спонсоров спортивным клубам необходимо тщательно планировать работу с клиентами, постоянно собирать о них максимально полную информацию, проводить различные опросы, организовывать маркетинговые и рекламные мероприятия, информировать болельщиков и СМИ о знаковых событиях в работе клубов. Эффективная организация подобной работы без соответствующей системы управления становится достаточно трудоемкой и требует большого количества времени и ресурсов.
FRM-система – система по управлению работы с болельщиками, – является компонентом комплексной информационной системы спортивного клуба.
С помощью FRM-системы достигаются следующие бизнес-цели:
- Повышение посещаемости домашних матчей, привлечение новых болельщиков
- Повышения лояльности существующих болельщиков
- Увеличение доходов клуба за счет правильной организации работы с болельщиками
А также FRM-система:
- Повышает имидж клуба среди болельщиков, стимулирует привлечение новых болельщиков за счет повышения качества работы клуба с ними
- Собирает и анализирует актуальную информацию о каждом болельщике и его предпочтениях
- Повышает эффективность работы сотрудников отделов маркетинга, продаж и работы с болельщиками
- Поддерживает отношения с болельщиками из других городов
- Помогает использовать новые методы работы с болельщиками
Цели проекта внедрения FRM-системы могут различаться в зависимости от существующих бизнес-процессов в клубе, ИТ-инфраструктуры и прочих особенностей корпоративной системы управления.
Минимальный объем проекта представляет собой создание Базы болельщиков, что позволяет достичь следующих целей:
- Объединение всей информации о болельщиках для служб клуба
- Создание инструмента,обеспечивающего эффективное взаимодействие с болельщиками клуба
- Формирование удобного механизма для анализа и обработки данных о болельщиках
Функциональный состав FRM-системы выглядит следующим образом:
Если говорить о современных масштабах использования подобных систем в спортивных клубах по всему миру, то охват получится весьма впечатляющим. Такие системы используют практически все клубы Английской футбольной Премьер-лиги, включая «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Челси», «Ливерпуль», «Манчестер Сити», многие клубы Чемпионшип («Ковентри Сити», «Лестер Сити», «Уотфорд» и другие). Их поддерживают клубы других европейских чемпионатов, такие как «Барселона», «Реал», «Бавария», «Пари Сен-Жермен».
Постепенно FRM приходит и в менее популярные чемпионаты и виды спорта.