понедельник, 11 апреля 2011 г.

Универсальная карточка болельщика

В августе 2009 года на новом стадионе «Байера» (Леверкузен) была введена комплексная платежная система с использованием специальной пластиковой карты (BayArena Card). В сентябре 2010 года управляющий директор «Байера» отчитался о годичном опыте эксплуатации данной системы. Краткий итог: система работает безупречно и позволяет полностью отказаться от оборота наличных денег внутри стадиона (то есть буквально, наличности в кассах «БайАрены» больше  нет).

Фото: EURO Kartensysteme GmbH
На стадионах Германии пластиковой карточкой никого не удивишь, еще в 2001 году «Шальке» ввели на своей арене абонементы в виде карт, одновременно служивших для оплаты покупок на стадионе в день матча. За прошедшие с тех пор 10 лет собственные платежные системы появились на большинстве немецких стадионов и продолжают развиваться.
Карта «БайАрены» сегодня выполняет функции удостоверения члена фан-клуба, абонемента, входного билета, рекламного носителя и собственно платежного инструмента, с помощью которого можно оплачивать любые покупки в 600 000 магазинах по всей Германии. Посетители стадиона, не имеющие карты «БайАрены», могут платить своей собственной дебетовой картой EC (Electronic Cash – вид банковских карт, широко распространенный в Германии). Особенность карты леверкузенской именно в универсальности – фанаты «Байера» могут расплачиваться своей карточкой где угодно, в то время как другие клубы такой возможности не предоставляют, и даже пополнять баланс их карт можно только на территории стадиона.
Похожую систему ввел у себя футбольный клуб «Штуттгарт» в 2009 году – в сотрудничестве с Mastercard и местным банком. Однако их карты, хоть и принимаются в 27 млн магазинах во всем мире, но ощутимо дороже и для держателей, и для стадионов.
Использование карт EC обходится стадиону гораздо дешевле, чем транзакции по кредитным картам: в качестве комиссии за проведение транзакций по текущей платежной системе «БайАрена» платит всего 0,3% с оборота, в то время как подобные решения на основе кредитных карт предусматривают комиссии от 3,5% до 5%. Это поставило бы кейтеринг на стадионе на грань нерентабельности. Введение более дешевого варианта платежной системы, напротив, позволило увеличить оборот кейтеринга на арене в Леверкузене почти в два раза.
Болельщики воспринимают карточную систему на немецких стадионах неоднозначно. С одной стороны, сложно поспорить с тем, что за счет значительного увеличения скорости обслуживания покупателей благодаря расчетам по карте, время ожидания в очередях сократилось вдвое, с другой стороны – теперь очереди стоят перед автоматами, где можно пополнить баланс карты (не все клубы предусмотрели возможность пополнения баланса через интернет). Карточки стали предметом коллекционирования и приятным знаком принадлежности к клубу, но в то же время болельщиков расстраивают замороженные остатки на картах: потратить деньги с карты можно только на «родном» стадионе, где была куплена данная карта. Карты «Байера» и «Штуттгарта» пока единственные исключения,  в остальных случаях фанат, приехавший на выездной матч и купивший карту на чужом стадионе, может потратить неизбежно возникающий остаток на ней только через год, в лучшем случае. Все это время остатки находятся на счетах клубов и активно используются ими (по комментариям экспертов эти суммы могут достигать 10% оборота торговли на стадионе).
О намерении ввести аналогичную универсальную платежную систему на своем стадионе на прошлой неделе заявили представители «Вольфсбурга», и, вероятно, это не последний шаг на пути унификации платежных систем Бундеслиги.

Автор статьи: Владимир Иванов
Источник: НФПМ.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий